О школе
Наш тренер
Наши чемпионы
СМИ о нас
Правила поведения в Додзё
История киокушинкай
Масутацу Ояма
Философия карате от Масутацу Ояма
От автора
Первые шаги в поисках истины
Тренируйтесь больше, чем спите!
Смелость, отвага, честь
Родители. Дети. Взаимоотношения
Путь киокушинкай - путь воина
Что такое дзэн?
Управление телом
О взаимоотношениях между мужчиной и женщиной
Деньги и киокушинкай
Наедине с самим собой
Популярность и признание
Международная Организация Каратэ Киокушинкайкан
Составляющие системы киокушинкай каратэ
Расписание занятий
Мероприятия
Фотогалерея
Видео
Кинозал
Информация для родителей
Часто задаваемые вопросы
Словари
Статьи
Гостевая
Контактная информация
Яндекс цитирования

 

 

 

 

Смелость, отвага, честь

Меня часто спрашивают, где человеку набраться смелости, которая необходима для поединка и вообще для жизни. Несомненно, люди думают что я преисполнен храбростью, так как в разное время находил выход из опасных ситуаций, когда мгновение решало вопрос жизни и смерти. Да, я действительно сталкивался с различными ситуациями и показывал львиную храбрость. Каждый проходит через страх и смелость.

Все зависит от индивидуального духовного состояния и обстоятельств момента. Тем не менее смелость является значительным фактором. Никому не нравится быть трусом, и я уверен, что как женщины, так и мужчины, хотят всегда быть доблестными. Самый скорый метод в достижении смелости - следовать выбранному пути и быть готовым лишиться жизни ради справедливости.

Человеку, идущему по этому пути, и не беспокоящемуся о своей славе и судьбе, нечего бояться. Я уже выделил строки, где говорится, что тот, кто чист сердцем, подобен Небу. Это означает, что человеку не нужно ничего бояться, если дух его не замутнен, если нет причин для стыда, и если у него нет сомнений в правильности выбранного пути. Такой человек уже посвятил свою жизнь служению другим и, последовательно, со всей твердостью готов встать перед лицом любой опасности. Древнегреческий философ Сократ демонстрирует это примером своей жизни.

Во-первых, он повел себя как храбрец, когда две враждующие армии остановились на отдых недалеко друг от друга. Сократ подошел к линии врага, небрежно выяснил ситуацию, повернулся и бесстрашно пошел назад. Затем, будучи патриотом, он отказался бежать из тюрьмы потому, что это противоречило афинским законам. Наконец, он бесстрашно принял яд, который означал смертный приговор. Человек глубокой справедливости, обвиненный в ложности философских взглядов, Сократ не знал страха. Подобная убежденность и преданность справедливости может помочь всем нам преодолеть большие и малые трудности в жизни.

Миямото Мусаси говорил, что сожалеет о содеянном. Если вы уверены в своих словах, стремлениях, мыслях и действиях, и делаете все, что в ваших силах, вам ненужно будет сожалеть о результатах. Страх и дрожь немного значат для человека, который не жалеет усилий и надеется, что все будет преодолено, как только он захочет этого.

Помню, как я ужаснулся от условий предстоящих поединков в США. Мои противники были знаменитыми боксерами-тяжеловесами, чьи удары были смертельными, и их сила достаточна, чтобы разбить мне голову или сломать шею. В Америке все - бизнес. Наградой за поединок были 5000 долларов, и боксеры жаждали увеличить свою популярность, поставив на место маленького японского каратиста, не беспокоясь о его жизни. Хотя и мои намерения касались денег, но сильнее было желание увеличить славу каратэ, и, более всего, я был вдохновлен гордостью и преданностью древнему воинскому искусству. Я был уверен в мощи каратэ и верил в свое мастерство.

Тогда я работал с профессиональным менеджером и чувствовал, что готов победить ради него. К несчастью, вначале я принимал участие в показательной борьбе с Великим Теге, но когда отказался играть роль плохого парня и всегда проигрывать встречи, я прекратил эту работу и стал искать противников для схватки один на один. В те дни это было очень необычным. Великий Теге пригласил меня в Соединенные Штаты, как представителя школы дзюдо и каратэ. Будучи озабочен коммерческой стороной дела, что меня не сильно волновало, Великий Теге был, тем не менее, настоящим патриотом, уважал мои идеалы и относился ко мне очень хорошо. С моим критическим отношением к нему я бы не жаловался, если бы он позволил мне умереть с голоду. Я должен был выиграть матч с боксерами-профессионалами, но ряд проблем огорчал мою, обычно живую, тренировку. Во-первых, я был в другой стране, где должен был беспокоится о денежных делах. Во-вторых, я столкнулся с противниками, обладающими огромной силой. За день до начала матча я колебался между приступами страха и искренними молитвами. И когда человек проигрывает, он должен выяснить, почему это случилось, и тренироваться со всей энергией, чтобы исправить ошибки, которые провели к поражению.

Может быть, человек, который не примет участия в матче, когда ему предложат поехать в Америку, привлечет друзей своей скромностью. Но через несколько лет он будет далеко позади трудолюбивых учеников, которые делают максимальные усилия, чтобы стать сильнее и способнее для достижения высших ступеней каратэ. В то время, когда другие упорно продвигаются вперед, скромные маленькие люди живут в своем маленьком мире. Для некоторых достаточны чистая работа, домик в пригороде, семья и немного счастья. Но я полагаю, что человек должен участвовать в схватках, должен пытаться расширить угод своего зрения и стремиться быть выше самодовольного консервативного мирка.

Каждый знает, что такое трусость. Каждый боится проиграть. Боится умереть. Но устрашаясь на своем пути, остается трусом и в жизни. Путь для обладания смелостью следует искать на поле конфликта. И гарантированная дорога к победе в конфликте - желание рисковать жизнью. Это желание является более важным, чем мастерство и сила, потому что оно возбуждает в мозгу состояние тревоги, которое мобилизует все силы. Каждому известны случаи, когда слабый ребенок во время отчаяния демонстрирует необычайную силу. Это происходит оттого, что тревога и риск становятся мощным приводом. Такое состояние способствует преодолению границ жизни и смерти, чему учит нас дзэн-буддизм и что отражено в бесчисленных эпизодах из жизни великих полководцев и властителей Востока.

Боясь повториться, я должен, однако, сказать, что путь к истинной смелости не есть монашеское отречение от мира, но это преданность делу на благо других людей. Часто участие в схватках напоминает своего рода вид религиозной тренировки. Человек, готовый рисковать жизнью, сталкивается с трудностями, которые он должен преодолевать. Он бросает вызов смерти и после каждой победы делает это снова. Так как он думает о справедливости и благополучии других, он становится не только храбрым, но и гуманным. Он не боится смерти и помнит слова Юлия Цезаря, что трус умирает тысячу раз, а герой лишь однажды. Это является важным в киокушинкай каратэ, где поощряется полный контакт в кумитэ. Тренирующиеся в других видах каратэ и иногда даже последователи киокушинкай в других странах утверждают, что боятся ударов кумитэ. Несомненно, это может быть страшно, но противник боится тоже.

Вот почему человек, который поддерживает близкую дистанцию с противником, использует страх другого человека и ничего не боится сам. Как сказано в стихах дзэнского патриарха Такуана (1686-1769 гг.): "Когда клинок разящий занесен над головую - ад, но шаг вперед - и ты владеешь раем". Именно поэтому мы говорим: "Делайте шаг вперед, затем другой, третий".

Ученики киокушинкай преодолевают страх и обретают смелость. Киокушинкай кумитэ - кумитэ смелости.

Я волновался. Мое состояние не улучшилось даже от эмоционального воздействия красивой женщины. Многие вещи могут приносить радость и оживление в жизни, но в то время, когда полная чистота разума и преданность задаче жизненно важны, это было отвлекающим. Возможно, я был перед лицом смерти, и у меня не было времени на романы.

Время от времени каждый сталкивается со страхом смерти. Страшно ощущать, что смерть является концом осознания мира. Религии и философии всех видов призваны помочь человеку побороть страх перед смертью. Некоторые религии настаивают на том, что человек должен жить, чтобы заслужить счастливую долю в другом мире, другие подобно адептам школы Дзэн, говорят, что мы должны стараться еще в этом существовании постигнуть истину относительно жизни и смерти.

Любой подход может быть значимым для человека, который старательно поддерживается избранного пути. Однако, по моему, лучшей и наиболее значительной возможностью смотреть в лицо жизни и смерти, является возможность иметь цель в жизни, лелеять эту главную цель, и каждый день жить так, чтобы выполнять ее искренне на возможно более широком социальном уровне. Люди существа общественные. Лишь некоторые из них могут жить идеальной жизнью в полном отрешении от мира. Полной жизнью живет тот, кто живет по принципу личного чувства справедливости и желания видеть установленную справедливость везде. Для меня спокойная погруженность, в которой приверженцы Дзэн находятся в размышлении, заменяется общим погружением, которое я испытываю в изматывании себя тренировкой. Обливаясь потом, я отдавался полностью тому, что делал на тренировке, и преступал предел жизни и смерти. В этом случае возможно победить трусость.

Перед матчем я работал до тех пор, пока разум и тело не стали гибкими и эластичными. Позже, когда начался матч, крики толпы были едва слышны. Я ни о чем не думал: ни о победе, ни о поражении, но я смог ускользать от атак противника и атаковать сам. Смелость полностью мобилизует, поглощает.

Человеку, который может полностью проявить свою силу, и человеку, живущему в соответствии с избранным путем, этого достаточно. Несведущая толпа может судить на основании случайных результатов поражения или победы. Но боец, верящий в справедливость своих действий, безразличен к их хуле и восхвалению. Люди должны тренироваться так, чтобы они могли игнорировать критику зрителя, который не имеет понятия о трудностях следования по пути с преданностью и собранностью. Если вы можете быть безразличными к мнению непосвященных, то сможете стать и безразличными к жизни и смерти, богатству и бедности.

Мне нравится отрывок из сочинения Ли-цзы, классика неодаосизма, написанный в Китае в II веке н. э., где говорится: "Жизнь выглядит подобно смерти, богатство подобно бедности, человек - свинье, а свинья человеку". Человек, сказавший это, достиг вершины, он обладал истинной смелостью. Храбрый человек готов умереть вечером, если он понял истину утром. Это не означает, что он ищет смерти, но когда она придет, он готов встретиться с ней в полном спокойствии.

Обучая каратэ, я встречался с разными людьми. Некоторые достигали успехов, некоторые были ленивы. За короткий период 6 месяцев (или год) трудно узнать границы, до которых будут совершенствоваться люди. Некоторые хорошо скоординированные и быстро делающие успехи, почивая вначале только на лаврах, становятся ленивыми и, наконец, видят себя обиженными другими. Иные, хотя и обещают пойти далеко, слишком боятся участвовать в поединках. Они достаточно сильны, но уклоняются от состязания с сильными противниками и не принимают участия в соревнованиях на личное первенство. Если у них есть соперники, они избегают их. Они общаются только со старшими, кто подобен им и защищает их.

Это является одним из путей жизни, который я не одобряю. Если человек подвергает себя опасности, то он не должен беспокоиться об этом. Страдания от значительных ран и являются тем путем, чтобы стать сильным. Как я уже отмечал, жизнь человека, выбравшего путь, по которому он будет следовать, может проходить в одиночестве. Я уже писал, что люди иногда отдаются одиночеству в горах и тренируются с такой отрешенностью и преданностью, что другие считают их сумасшедшими.

Сейчас, как и прежде, полная преданность является единственным путем для достижения чего-либо значительного и устойчивого. Несмотря на это, каратисты должны быть безразличны к судьбе. Путь, который мы избрали, содержит высокие стремления и цели. Хотя природа этих целей изменяется с личностью, мое толкование их следующее: мой путь - путь каратэ - является также путем гуманности и соответственно относится к пути богов. Неважно, как долго мы должны идти по пути гуманности.

Возможно, лучше было бы сказать, что мы никогда не должны отдаляться от принципов гуманизма, несмотря на возможное одиночество на этом пути. Однако, изоляция - неправильна и вредна. В тюрьме, где я тренировался в одиночку, а также в горах самым трудным было перенести отсутствие общения. Человеку не суждено жить одному без контактов интеллектуальных и эмоциональных, без любви к другим людям. Может быть и есть такие действительно "одинокие волки" в мире животных, но благодаря своему интеллекту и дару речи, человек не может жить без своих близких. Ему необходим собеседник, даже если это он сам. Это верно и для тех, кто избрал путь каратэ.

Мы избрали этот путь ради других людей и всего общества, но не ради личного богатства, славы и удовольствия. Следовательно, наши жизни лишь тогда представляют ценность, когда мы находимся в контакте с другими. Мы всегда должны помнить: чтобы быть добрыми и рассудительными, нам необходимо соблюдать обычаи общества, в котором мы живем. Одним из важных принципов сохранения гармонии между индивидуальностью и обществом является учтивость и обоюдное уважение.

Ритуал и учтивость часто упоминаются в древних восточных изречениях. Например, в "Цзо-чжуань", комментариях к летописи "Весны и Осени", одной из наиболее известных в китайской классике, говорится, что ритуал выполняется и Небом и Землей, и руководит людьми. Это означает, что небесные тела находятся в соответствующем месте и движении потому, что небеса выполняют свой собственный ритуал. Земля выполняет свой ритуал и управляет горами и морями, осуществляет рост и питание растений. Наконец, ритуал в виде взаимного уважения и почтения руководит миром людей. Почтение должно иметь место во всех наших действиях и словах и во всех формах повседневной жизни.

Но я не подразумеваю под почтением суровую холодную формальность. Почтение в истинном смысле слова предназначается для благополучия, благоденствия, а также физического и духовного покоя других людей. Конфуций, бывший слишком суровым критиком поступков и деяний человеческих, являлся тем не менее, одним из самых великих философов-практиков своего времени. Он говорил, что почтение и уважение к другому человеку является тем, что позволяет цивилизованным народам управлять варварами, Конфуций также говорил, что человек не знающий ритуала и правил этикета, не может рассчитывать на успех, поскольку непочтительных не любят. "Любовь к силе без любви к учению приводит к безумству, любовь к храбрости без любви к учению приводит к беспорядку".

Воин или человек, посвятивший себя воинскому искусству, живет в постоянной опасности, и ему всегда необходимы сила и смелость. Но мир презирает грубых и неприятных людей, которые полагаются только на силу и смелость. Следовательно, вежливость и почтительность для каратистов более важны, чем для других. После нескольких месяцев тренировки каратист развивает определенную скорость и точность в ударах. Когда он идет по улице, у него может возникнуть желание испытать свою силу на простых гражданах, которые полностью беззащитны.

Возможно, что новичок в каратэ недостаточно натренирован, чтобы противостоять более сильным соперникам в зале, но думает, что знает достаточно, чтобы показать один-два приема на улице. Действительно, в Японии некоторые молодые люди с незначительной подготовкой в каратэ (обычно это ученики из студенческих клубов), угрожают и запугивают прохожих, представляясь мастерами каратэ.

Истинный последователь воинского искусства не чувствует необходимости в демонстрации своих способностей перед другими и считает запугивание подлым. Жестокость некоторых каратистов пугает больше и вызывает большую ненависть, чем представляют себе сами каратисты. Я уверен, что ни один человек не посвятил себя воинскому искусству ради того, чтобы его ненавидели. Для того, чтобы не допустить превращения силы во зло, я давно следую правилу: воинское искусство начинается и заканчивается учтивостью, почтением и правила этикета должны выполняться неукоснительно. Это я внушаю своим ученикам.

В обучении я не всегда добивался желаемого результата. Например, один из моих учеников в Европе, огромный, двухметрового роста и весом в 120 кг великан, был сильнейшим среди каратистов. Работая в тренировочном зале у себя в стране, он стремился превзойти достижения других залов, и это было прекрасно. Но он слишком полагался на свою силу. Затем он стал злоупотреблять спиртными напитками и женщинами. Он занимал деньги у учеников и не был способен возвратить их. Его жестокость вскоре рассеяла его популярность, и он оставил свой тренировочный зал своим прежним ученикам. Наконец, он стал вышибалой в публичном доме. Этот случай показывает, что независимо от того, как бы не была велика сила, без осознанности простых правил почтения, она не может принести успеха в жизни. Другой мой ученик, который живет в Нью-Йорке, пытался применить свое мастерство и силу в зале, который я открыл для него. Но в первый день он побил большинство новых учеников, демонстрируя силу. На другой день половина учеников покинула зал. На третий день пришла только пятая часть. Наконец, никто не пришел. Я дважды пытался помочь ему, но безрезультатно.

Эти два примера подтверждают, что одной силы в каратэ недостаточно. И осознав это, я сделал киокушинкай всемирно известным не только благодаря его строгой системе тренировки, но также и благодаря его уважительному отношению к жизни. Я настаиваю на том, что инструктор должен обладать абсолютной властью там, где это касается каратэ, но он должен уважать своих учеников, если хочет, чтобы его уважали соответственно его положению. Почти каждые полгода я разъезжаю по пятидесяти странам, где с многочисленными инструкторами из Японии руковожу пятьюстами тренировочными залами.

В своих поездках я постоянно упоминаю о почтении, уважении к людям и обществу. За последние два века США, гордясь своими экономическими достижениями и, не испытав поражения в войне, рассматривает себя как модель цивилизованного общества. Но с другой стороны, в обычной жизни, никто так душевно не страдает, как американцы.

Индивидуализм и проблема денег полностью захватила их умы. Муж и жена спят в одной постели, но денежные расчеты производят отдельно. Эти люди являются примером мужчин и женщин, которые разделяют одну постель, но снятся им разные сны. США страна, развивавшаяся благодаря своим природным богатствам, кажется не способна понять, что требуется для постоянного успеха в мире. Китайцы говорят, что почтение - путь к успеху. Что же скажут американцы? Вероятно, деньги. Не только муж и жена, но братья и сестры, родители и дети отделены друг от друга. Дети, становясь богатыми, не беспокоятся о родителях, которые живут в нищете. Америка просторна, чиста и красива.

В США меня часто приглашали в гости, и часто я ужасался от увиденного. На задворках Нью-Йорка не только ночью, но и днем встретишь наркоманов, гомосексуалистов и разного рода преступников. Даже человеку знакомому с каратэ небезопасно гулять ночью по городу в одиночку. Может ли такая нация без закона и почтения называться цивилизованной?

После США другой наиболее удручающей страной является Япония. После Второй мировой войны вместе с ввозимым сырьем, Япония импортировала из Америки индивидуализм и страсть к деньгам. Американизация отношений в каждодневных делах и вообще в жизни превратила Японию в нацию варваров. Где сегодня молодые люди, понимающие значение почтения. Наблюдая за молодыми людьми и слушая их, я ужасаюсь от того, что Япония слишком скоро станет подобной США. Хотя США и Япония кажутся процветающими странами, в действительности они деградируют. Я давно так думаю.

Единственной надеждой на спасение осталось, кажется, влияние действительного культурного общества, которое мы в древности унаследовали от Китая. Жадность и эгоизм заставляют забывать об уважении, нарушать правила, установленные ради мира и дружбы. Подобно другим животным, человеку свойственны природные инстинктивные потребности в пище, сексе и т. д. Но человек не руководствуется только инстинктами, как животное, живущее в соответствии с законами природы. Он должен жить гармонично, в соответствии с законами силы и разума. Эти законы - законы вежливости. Так как они не позволяют людям делать все, что захочется, правила часто идут вразрез с инстинктами.

Человек, который не может контролировать инстинкты и быть выше их, живет жизнью, отделенной от культурного влияния правил вежливости, и часто люди его отвергают. Как я уже сказал, люди общительны и нуждаются в компании. Но часто встречаются эгоистичные личности. Следовательно, стремление жить в одиночестве ради эгоистичных желаний - болезненное противоречие. Хотя я и описал это как правила рассудка, но правила вежливости в действительности основаны на чувственной необходимости собеседника.

Другими словами, правила вежливости исходят из необходимости уважения других людей. Личность, которая понимает человеческие и общественные отношения поверхностно, забывает, что она не может существовать без других. Жадный человек погряз в желаниях иметь больше, чем другие, и проводит время лучше других, забывая, что надо быть благородным, что кто-то находится рядом. Эгоистичные желания идут вразрез с общительностью, которая является основной частью человеческой сущности. Правила вежливости учат тому, что все люди должны жить одинаково счастливо. Невозможно полностью избежать инстинктивных желаний, но каждый человек способен ограничить с моральной точки зрения свои желания ради благополучия всего человечества.

Самоотверженность - это долг каждого, кто желает жить в мире. Но для того, чтобы достичь самоотверженности, каждый должен понять, что она, как отметил Конфуций, основана на человеческой общительности. Только так самоотверженность приведет к уважению других. Когда Конфуция спрашивали о человеческой доброжелательности, он говорил, что она состоит из преодоления себя и возвращения к ритуалу.

Это означает, что благодаря победе над личными эгоистичными желаниями и верности правилам вежливости, человек может соединиться с обществом. Высокоразвитые общества США и Японии основаны на стремлении к славе и богатству. Но идти вперед в таких обществах можно только ограниченному количеству людей. Злоупотребления, вызванные поощрением жадности, заставляют забывать о правилах вежливости и ведут цивилизацию к краю пропасти. Пока эгоизм является движущей силой общества, все будут искать только свои собственные выгоды и возвышения.

Дух вежливости скоро будет потерян. Внешнее приличие между людьми тоже будет потеряно и забыто. Общество станет испорченным. Будет неистовствовать жестокость. Неважно, насколько человек богат. Потеряв свой путь, он потеряет духовное спокойствие, которое можно обрести только следуя по истинному человеческому пути - пути самоотверженности. Определения Конфуция, данные им 25 веков тому назад, являются точным описанием современного общества США и Японии. Чтобы внести свой скромный вклад в развитее этих обществ, я ежедневно стараюсь внушить своим ученикам важность правил вежливости. Я не знаю, какой эффект они произведут. Но я наверняка знаю, что ученики, которые лучше усвоили значение вежливости, так или иначе добьются успеха.

Отбирая кандидатов в инструкторы каратэ в других странах, я отдавал предпочтение людям, обладающим вежливостью и учтивостью, нежели мастерством и силой. Хотя у меня не было ученика, который казался бы совершенным в этом отношении, думаю, что большинство моих воспитанников превосходят в вежливости других молодых японцев. Их поведение убеждает меня в этом и полагаю, убедит любого другого. К тому же инструкторы киокусинкай в других странах обычно завоевывают уважение за их чувство общественного приличия, хотя большинству из них только за тридцать. И пока они следуют по этому пути, ими будут восхищаться, их будут уважать, где бы они не были.

Человек, который понимает важность внешнего приличия и правил вежливости, обладает большим богатством, и, я надеюсь, что руководители других школ каратэ разделяют мои мысли.

 

 Copyright © karate-clubkyokushinkaikanisrael@gmail.com 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3